На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сам себе мастер

161 424 подписчика

В печь или не в печь? Ремонтируем легендарное старинное кресло «Летучая мышь»

Начну, пожалуй, с краткой исторической справки.

Гений Йозефа Хофмана нынче незаслуженно забыт. В музеях европейских городов хранятся некоторые из его творений: мебель, посуда, эскизы дизайнерских работ. А ведь всего каких-то лет 110 назад, на рубеже веков, Хофман был тем, кто установил каноны хорошего вкуса во всей довоенной Европе.

Это факт, ведь влияние Wiener Werkstätte, «Венских мастерских», созданных в 1903 году Йозефом Хоффманом и Коломаном Мозером с помощью промышленника ­Фрица Ваерндорфера, было беспрецедентным.

Целью данной статьи будет не обзор всех сфер деятельности гениального Хофмана, речь пойдет только об одном творении великого мастера серии мебели, получившей название «Летучая мышь».
Начало 20 века. На небывалом подъеме промышленность, культура, образование. В Вене открывается популярное кабаре «Летучая мышь». Цвет общества по вечерам собирается в этом заведении. Изысканные интерьеры. Текстиль в стиле модерн. Дамы в вечерних нарядах и кавалеры в идеально отутюженных фраках.
Меблировать сие заведение, конечно же, доверили профессионалу. Хофман разработал дизайн мебели, а Конъ его воплотил в жизнь на своей мебельной мануфактуре.

 


Вернемся теперь к основной теме.
Легендарное кресло «Летучая мышь» досталось мне в крайне удручающем виде. Много лет оно хранилось в сыром помещении, у него недоставало деревянных элементов и кто-то умудрился вкрячить в него огромные пружины, натяжение которых практически разорвало царгу.


Первым делом нужно было демонтировать все инородное: ткань, расползавшуюся на молекулы, пружины, веревки, гвозди.


И вот такой скелет получился.


Следующий этап, конечно, склейка. Детали кресла обрабатывались клеем ПВА немецкого производителя Клейберит и плотно стягивались струбцинами.


Особый интерес в работе с этим креслом представляли углы царги. Они расслоились и представляли скорее веер, чем угол. Состояние «до».


Кропотливо склеивался каждый слой при помощи все того же Клейберита.



Состояние «после».

На мануфактурах для придания деревянным заготовкам нужной формы использовались специальные приспособления и прессы. Они даже сохранились в музеях.



Восстановление недостающих деревянных частей ввиду отсутствия специальных приспособ обещало быть интересным.
Первый недостающий элемент — деталь спинки. Для его восстановления был взят шкант, подходивший по размеру. Замочен в воде для придания гибкости. Пока он намокал был сделан специальный шаблон, состоящий из равномерно выпиленных отверстий. Далее взят оригинальный элемент спинки и использован в качестве шаблона в процессе выгибания.
Шаблон сначала отмечен обычными шкантами, образовавшими полудугу, в которую и был помещен вымоченный шкант. Оставлен на сутки до полного высыхания. После высыхания элемент спики приобрел необходимую форму.


А вот с недостающей нижней частью в виде подковы, скрепляющей ножки, пришлось применить инженерную мысль! Опять же, ввиду отсутствия прессов и приспособлений для выгибания, было решено делать «подкову» из четырех элементов. Для их скрепления между собой применен принцип пазла. Верхняя «подкова» использована в качестве шаблона.


И в заключении тонировка и покрытие лаком. Сидение выполнено из фанеры и обычного поролона (может быть, со временем переделаю его на меньшую высоту, так как 10 см высоковато, но под рукой не оказалось наполнителя меньшего размера).
Вот так выглядит кресло после ремонта. Вполне пригодно для использования по прямому назначению.

Стоило ли ремонтировать этот хлам? По-моему, ответ очевиден.
Надеюсь, что эта публикация станет для уважаемых читателей воодушевляющим фактором для того, чтобы попробовать свои силы в ремонте мебели и дать дряхлому предмету мебели вторую жизнь.

Источник

Картина дня

наверх