Стекло: история материала. Чудеса лэмпворка

Песнь стекла и пламени

Лэмпворк — едва ли найдется тот, кто ни разу в своей жизни не сталкивался с этим понятием и не любовался притягивающими взгляд украшениями (да и не только украшениями) из стекла. Казалось бы, просто бусины... Но нет, не просто бусины, и не просто созданные вручную, а единственные и неповторимые в своем роде. Воссоздать точную копию изделия невозможно даже при очень сильном желании и высоком уровне мастерства.

lampwork

Astrid Riedel

Что же такое лэмпворк и с чем его «едят»?

Лэмпворк — художественная техника обработки стекла, результатом которой становится рождение в пламени стеклянных бусин или изделий с уникальным рисунком и различными эффектами. А названием своим (от английского lamp — лампа и work — работа) техника обязана самой специфике обработки. До появления современных горелок стекольных дел мастера использовали лампу на животном жире. Она давала низкую температуру для плавки, процесс создания требовал много времени, результат его было трудно предсказать, а себестоимость изделия била рекорды.

стекло

Charles Frederic Ulrich (1858-1908) — художники по стеклу

история стекла
 

Red Max, Современная горелка — как маленький огнемет!

С течением лет главная «помощница» художника по стеклу — лампа —претерпела серьезные изменения. На первых порах для создания нужной для плавления температуры мастера просто подавали воздух через специальную трубочку. На смену ей пришли кузнечные меха (ручные, а потом и ножные). В современном же лэмпворке используются пропановые и кислородно-пропановые горелки, пламя которых достигает температуры 800-1200 градусов Цельсия. Пальма первенства в использовании пламени водородного газа вместо пламени лампы на животном жире принадлежит итальянскому мастеру XIX века Доменико Буссолини. Благодаря этому открытию стало возможным контролировать температуру горения и ускорить процесс изготовления.  

Не горелкой единой: инструментарий и материал для лэмпворка

Трудно переоценить роль горелки в создании разных красот, но все же для творческого процесса мастеру необходимо еще очень многое. Щипцы, пинцеты и металлические штампы, ножницы, иглы, графитовые площадки и лопатки, огнеупорное одеяло и даже специальный сепаратор. Именно с помощью этого раствора бусина не прилипает к мандрели — спице, на которую наматывается расплавленное в пламени горелки стекло и формируется будущее изделие. От диаметра мандрели зависит диаметр отверстия у бусины. Только вот отверстие у бусины бывает далеко не всегда.

стеклодув

Рабочее место лэмпворкера

Но все же главным «фигурантом» лэмворка является стекло. Типы стекол, используемых в работе, — мягкое и боросиликатное (твердое), а их главная характеристика — коэффициент теплового расширения. Основная заповедь мастера по лэмпворку — не смешивать стекла с разным коэффициентом, иначе изделие при остывании обязательно треснет.

лэмпворк

Фабрика стекла Uroboros

Многослойное стекло Uroboros — не бывает одинаковых листов!

За качественным мягким стеклом отправляйтесь к производителям в Италию — «Effetre» (Moretti) и «Vetrofond»,  в Японии вы не найдете лучше «Satake», а в Соединенных Штатах популярна продукция компании «Bullseye» и «Uroboros Glass Studio». Те же, кто любит работать с боросиликатным стеклом, отдают предпочтение американским «Pyrex», «Glass Alchemy» и «Northstar».

Стекло компании Kugler

Многие из производителей, завоевавших заслуженное уважение стеклодувов и лэмпворкеров, работают в этой индустрии на протяжении нескольких столетий, а история их создания и развития овеяна массой любопытных деталей. К примеру, традиции производства немецкого стекла марки «Lausha», названного в честь небольшого городка, где стеклоделие процветало со средних веков,  насчитывают уже 400 лет. Германия — родина и других производителей стекла, чьи имена мастерам лэмпворка знакомы не понаслышке, - «Raichenbach» и «Kugler Colours».  

Есть свои тайны и у итальянских брендов «Effetre» и «Vetrofond» . Первое название стекла «Effetre» — «Moretti», по фамилии владельца стекольного завода. Это старинное фамильное имя, все носители которого (а это обширное семейство) живут на острове Мурано вот уже несколько веков и занимаются исключительно стеклом. Причем здесь «Vetrofond»? Спросите вы. Да при том, что семья Моретти на сегодняшний момент является владельцем и этой фабрики по производству цветного стекла.  

Производство  листового стекла на фабрике «Bullseye»

К слову, в лэмпворке используется стекло не только цветное, но и с химически активными добавками. Оно меняет свой цвет в зависимости от режима температурной обработки. Одним из таких видов является серебросодержащее стекло различных марок — «Double Helix», «TAG», «Precision». Впрочем, только на серебре перечень оттеночных и вспомогательных материалов не заканчивается. Серебряная, золотая, медная фольга, кристаллизованная медь, фриты (стеклянная крошка), эмали, шардсы (черепки) - все это дает возможность мастеру творить, не ограничивая полета фантазии и добиваясь самых различных эффектов.    

 

Серебросодержащие стекла  «Double Helix»

Человеком, во многом благодаря которому лэмпворк обрел статус искусства, стал немецкий художник Ганс Годо Фрабель. На момент открытия им в 1968 году собственной студии в Атланте (Джорджия, США), стекло абсолютно не воспринималось общественностью как поле для творчества, которое можно было бы признать высоким. Ситуацию коренным образом изменила международная выставка «New Glass Art» 1978 года, на которой скульптура Фрабеля «Молоток и гвозди», выполненная в стиле поп-арт, была признана лучшей.

 

Ганс Годо Фрабель «Молоток и гвозди»

Именно эта выставка открыла художнику двери во многие музеи мира и привлекла к нему внимание международной аудитории. Его работы хранятся и в частных коллекциях, в том числе принадлежащих и сильным мира сего, — королеве Великобритании Елизавете II и императору Японии Акихито.

Ганс Годо Фрабель

Такой разный лэмворк: формы и направления

На первый (и то не очень внимательный) взгляд может показаться, что все крутится вокруг пресловутой круглой бусины. Но если присмотреться к лэмпворку, то окажется, что и бусины бывают самые удивительные, и направления особые, и конечный результат — ошеломительно многогранным.  

Вот только некоторые художники и их работы:

Dolly Ahles

Satoshi Tomizu

Vittorio Costantini

Dale Chihuly

 

Ayako Hattori

Carmen Lozar

Eunsuh Choi

Grant Garmezy

Кстати, о многогранности. Бусины в технике лэмпворк обрабатывают массой способов — от матирования, глазурования, эмалирования, нанесения глянца, инкрустирования  до декорирования нитями-стрингерами, фольгой, росписью и даже  огранкой.

Существуют в лэмпворке и отдельные направления. Например, с помощью выдувного лэмпворка создаются невесомые полые бусины самых разных форм — круглые и вытянутые, плоские, в виде оливок, трубочек, кубические и т. д. В ход идет прозрачное и непрозрачное стекло разной тугоплавкости. 

Скульптурный лэмпворк дарит своим ценителям чудо создания стеклянной миниатюры. Это сложная работа одновременно с формой, цветом и объемом, при этом скульптура может быть выплавлена и на бусине, и вне ее. Тематика скульптурного лэмпворка — от животного и растительного мира до самых обыденных вещей, требующих, тем не менее, высокого уровня мастерства. А порой не только мастерства, но и изобретения новых авторских техник обработки стекла. Ярким примером подобного является американо-австралийская художница Carol Milne, вязаные скульптуры которой узнаваемы с первого взгляда. 

Carol Milne — скульптура, стекло

Лэмпворк — это и создание «внутреннего мира» бусины, богатство которого определяется фантазией мастера — запаянные в стекле далекие галактики, подводный мир, буйство красок экзотических цветов и т. д. Изделия этого направления неизменно приковывают к себе взгляды, будь то венецианская нить, когда в прозрачном стекле отчетливо видны тянущиеся разноцветные жилки,  аквариумы с ажурными хвостами медуз и ожившими водорослями или  бусины «космос». В этом направлении лэмпворка создаются настоящие шедевры. Таковы работы американского художника Пола Стенкарда (Paul Stankard) — основоположника и популяризатора современных стеклянных пресс-папье. Ряд выполненных им изделий признаны произведениями искусства и хранятся в более чем шести десятках музеев по всему миру, включая знаменитые Метрополитен и Лувр.

Paul Stankard

Paul Stankard — детали будущей работы

Все техники работы со стеклом предполагают наличие у лэмпворкера определенных навыков и умений, особого мастерства. Филигранного владения обработкой стекла требует и одна из старинных техник итальянских стеклодувов — муррини. Но об этом в следующий статье :)

Источник