На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сам себе мастер

161 469 подписчиков

Свежие комментарии

Покровительницы рукоделия

С незапамятных времен женщины занимаются рукоделием - ткут и прядут, вяжут и шьют, вышивают и штопают. И всегда им помогают в этом «бабьи заступницы» - богини и святые, прядущие Нити Судеб на Небе и покровительствующие женским рукоделиям на Земле.

Культ богини Нейт

Согласно египетским легендам мир соткала богиня Нейт - одна из древнейших представительниц египетского пантеона, культ которой просуществовал в Египте более 3 тысяч лет. Эта богиня почиталась покровительницей ткачества и часто изображалась в виде женщины с шаттлом – инструментом, используемом при прядении, - на голове. Как богиня ткачества и плетения (занятий, в основном, женских) Нейт почиталась и в качестве защитницы женщин и покровительницы брака. Культовый центр богиги Нейт находился в городе Саисе (современный Са эль-Хагар). При храме Нейт изготовлялись различные ткани, в том числе особые пелены, употреблявшиеся для одеяний фигур божеств. Функция покровительницы ткацкого ремесла Нейт теснейшим образом была связана с функцией охранительницы мертвых, причем последняя имела первостепенное значение. Ей приписывалось изобретение и изготовление погребальных полотен-пелен, которыми древние египтяне плотно обертывали мумии после обрядов бальзамирования и мумифицирования тел умерших. Льняные полоски для обертывания мумии считались «подарками Нейт». Кроме того, Нейт считалась божеством мазей, применявшихся при бальзамировании. Согласно надписи на саркофаге одного из верховных жрецов Нейт дает мертвому ткани и мази. Представление о магической силе даров богини зафиксированы в текстах позднего периода: «Возьми мазь и льняную ткань, происходящие из двух жилищ Нейт, чтобы тело твое было прекрасным».

Чудо воскрешения

В древней Иудеи покровительницей швей считалась апостольская ученица Тавифа, что жила в Яффе, древнем городе, лежащим на берегу Средиземного моря к северо-западу от Иерусалима. В Библии этот город известен под греческим названием Иоппия. Жизнь праведной Тавифы была полна добрых дел и милостыни. Она шила одежду и своими руками зарабатывала себе на пропитание, а также «творила милостыню»: шила для бедных сирот и вдов. Случилось так, что Тавифа, тяжело заболев, умерла. Горе и скорбь всех окружавших ее были настолько велики, что члены христианской общины решили незамедлительно обратиться за помощью. В то время недалеко от Иоппии, в Лидде, проповедовал святой апостол Петр. И послали печальные жители за учеником Христа, прося его прийти и утешить родственников. Когда апостол пришел в горницу, где лежало тело Тавифы, то все вдовицы, все бедные женщины, которым помогала умершая, окружили апостола и с плачем стали показывать ему рубашки и платья, которые она шила для них. Видя горе собравшихся, и всю ту любовь, которой была окружена умершая, первоверховный апостол, повелев всем выйти из комнаты, где лежало мертвое тело, преклонил колена и сотворил горячую молитву. Затем подошел к одру и воззвал: «Тавифа, встань». Праведница открыла очи и поднялась живой и здоровой. Чудо ее воскрешения имело большое влияние на жителей Иоппии, и многие после этого приняли христианство.

Небесная пряха

Покровительницей рукоделия у древних славян была богиня Макошь – вечная ткачиха, пряха и вышивальщица. Макошь представлялась как женщина с большой головой и длинными руками, прядущая по ночам. Символом этой богини являлись пряжа, клубки шерсти и веретено, именно их и приносили на ее капище. Древние славяне считали, что в основе жизни - божественная нить Макоши, из которой день за днем, сутки за сутками человек сам плетет кружево своей жизни. Любопытно, что в старославянском языке слово «сутки» звучало как «соткать», что отражало отношение к жизни как к ткачеству. Человек своими добрыми и недобрыми поступками сам ткал Пряжу своей Судьбы, и что в конечном итоге получалось, зависело только от него самого. Макошь – единственное женское божество древнерусского пантеона, чей идол в Киеве стоял на вершине холма рядом с кумирами Перуна и других божеств. В «Повести временных лет» при перечислении богов Киевской Руси Макошь замыкает список, начинающийся с Перуна. Женщины обращались к Макошь, как сподручнице всех женских забот. Много нужного и интересного подсказывала им эта богиня. Как, например, украшая вышивкой одежду или домашнее убранство, вшить тайный охранный знак, отводящий от дома беду, оберегающее любимое чадо или мужа от недуга, зависти или сглаза, как рачительно вести хозяйство или вырастить хороший урожай. В древнеславянском мире эта богиня отвечала за мир в семье, счастливые свадьбы и за подготовку приданого. Считалось, что самым благонравным и усердным девушкам Макошь могла подарить собственноручно сотканное и вышитое платье, а иногда пожаловать и целый сундук с приданым.

Бабья заступница

Святая Параскева практически повсюду почиталась как «бабья святая», покровительница женщин, брака и семейного счастья, а также всякой женской работы, особенно работы зимней, в первую очередь, прядения, ткачества, а также работ, связанных со льном. Около дня Параскевы Пятницы (10 ноября) женщины во многих местах начинали мять и трепать лен. Из-за этого Параскеву в народе еще нередко называли Льняницей. При этом во многих губерниях существовал обычай в день памяти святой Параскевы приносить в церковь оттрепанную первину льна, которую посвящали святой, а затем привешивали к ее образу. В этот же день устраивали так называемые «льняные смотрины»: женщины выносили вытрепанный лен-первак на улицу и демонстрировали друг другу. Девушки старались показать свою работу парням и будущим свекровям. Почитая святую Параскеву, женщины-христианки в пятницу не пряли (хотя в некоторых местах при этом разрешалось шить), не варили щелока, не стирали белья, не выносили из печи золы, а мужчины в эти дни не пахали и не боронили, считая это за большой грех. Это отразилось в народной поговорке: «По пятницам мужики не пашут, бабы не прядут». В день ее памяти 10 ноября мастерицы собирались вместе и показывали свои вышивки, сделанные за год, «хвастались» друг перед другом, приносили в храм плоды для освещения и не работали, даже если в этот день была не пятница. Считалось, что Параскева Пятница в свой день сурово карает тех, кто нарушил эти запреты. На Украине крестьяне рассказывали, что в пятницу ходит по селам святая Параскева, вся исколотая иглами и изверченная веретенами, так как много есть на земле нечестивых женщин, которые шьют и прядут в посвященные ей дни.

Ярмарка Святой Лусии

В конце каждого года в Барселоне открывается рождественская ярмарка Санта Лусия, посвященная очень популярной в Испании Святой Лусии - покровительнице швей, модисток, вышивальщиц, а также … слепых, за что она была прозвана «защитницей зрения». Впервые упоминание о подобной рождественской ярмарке относится к 1786 году. И никакие препятствия, даже страшная эпидемия желтой лихорадки, разразившаяся в Барселоне в 1860 году, не смогли помешать этому мероприятию. Особой популярностью ярмарка Святой Лусии пользовалась у одиноких девушек. Нарядные и красиво убранные, они выходили под руку со своими матерями на прогулку в поисках достойного жениха. В День Святой Лусии 13 декабря, еще в конце 19 и начале 20 века, в некоторых поселениях Каталонии девушки учились шитью, организовывали праздничный обед и гуляли по улицам, выпевая псалмы и испанские народные песни и собирая пожертвования. Одна из девушек при этом представляла Святую Лусию, и ее головка была украшена короной из цветов. Модистки собирались в городском парке Барселоны Сьютаделья, где праздновали свой профессиональный день с размахом. Не забывали мастерицы посетить и небольшие часовни, посвященные этой святой, чтобы помолиться о своих глазах, так необходимых им в работе.

Источник

Картина дня

наверх