Сам себе мастер

152 351 подписчик

Свежие комментарии

  • Татьяна Чувьюрова
    Какое чудо эти домики.Финская художница...
  • Алевтина Губарева
    Что за наполнитель и где его продают?Сама сшила для де...
  • соболь антонина
    потрясающе...Финская художница...

Исламский орнамент

Исламский орнаментОрнамент, как искусство, как символ зародился на самой заре истории человечества и поэтому может считаться одной из самых древних форм самовыражения человека. Особенно разнообразен по форме, цвету и содержанию орнамент в исламе. Ислам — религия, в которой запрещается изображение живых существ, поэтому орнамент компенсировал эти запреты. В его основе лежат символы и знаки.

В исламском орнаменте выделяют два типа: геометрический — гирих и растительный — ислими. И тут уже заложен глубинный смысл ислама. Гирих выражает совершенство геометрической красоты и является символом божественного начала. Ислими же, отсылает к живому и символизирует человеческое начало.

Исламский орнаментГирих, свод могилы Хафеза в г. Шираз, Иран.

Гирих — это пять геометрических фигур, на основе которых создавались сложнейшие геометрические орнаменты. В этом орнаменте можно рассмотреть квадраты и ромбы, пяти- и шестиугольники, звездочки и наложенные друг на друга треугольники. Гирих выглядит как сверхсложная математическая сетка.

Исламский орнаментИслими, свод мечети г. Исфахан, Иран.

Рисунок ислими подчинен ритму кривых, имеющих форму дуги окружности, волны и завитка. Построение рисунка основано на чувстве ритма и свободной симметрии. Завитки и сплетения ветвей с веточками и соцветиями могут пересекать друг друга, но при этом изображения плоскостные и не развиваются в глубину.

Чаще всего гирих и ислими используются вместе, тем самым еще сильнее подчеркивается единения божественного и живого начала.

Исламский орнамент

Исламский орнаментСводы в стене в мечете в г. Исфахане, Иран.

Исламский орнамент

Исламский орнаментМечеть Имама, г. Исфахан, Иран.

Исламский орнаментМечеть Имама, г. Исфахан, Иран.

Исламский орнаментМечеть Шейха Лотфоллы, г.Исфахан, Иран.

Еще один важный художественный прием в исламской культуре — это выстраивание узора вокруг точки, которая выступает центром, организующим всю орнаментальную композицию. Иногда эта точка хорошо прорисовывается, иногда вместо нее имеется пустое пространство. Однако самое главное заключается в том, что данный центр остается отдельным от всей композиции. Другими словами, узор исламского орнамента не соприкасается со своим центром и соответственно не вытекает из него. При этом центр организует всю композицию, но пребывает вне ее составляющих. Через подобные приемы исламская культура выражает ключевую идею — отличности божественного начала. Подобным приемом подчеркивается то, что божественное не является продолжением материального мира.

Особенно хорошо это видно на фотографии внизу.

Исламский орнамент

Еще одной важной особенностью является выбор цвета. Основные цвета узоров: золотой(желтый), синий, фиолетовый и зеленый. Золотой символизирует славу, богатство, торжество. Синий — это цвет мистического созерцания,приобщения к божественной сути. Фиолетовый имеет значение обманчивости земной жизни. А что касается зеленого, то не сложно догадаться, что в сухом жарком климате зеленый — цвет жизни.

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх