На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сам себе мастер

161 425 подписчиков

Барджелло: история создания, техника выполнения

304

Барджелло — это счетная вышивка выполненная повторяющимися в определенной последовательности вертикальными плотно прилегающими друг к другу плоскими стежками, длина и цвет которых изменяется в зависимости от заданного геометрического узора. Разновидность вышивки барджелло, рисунок которой состоит из рядов остроконечных или плавных зигзагов, напоминающих языки пламени, получила также название — «фиамма».

Вышивка выполняется на плотной счетной ткани любым типом ниток от шерсти до шелка (наиболее распространенной считается вышивка шерстью) и полностью покрывает основу, создавая эффект тканого полотна.

Немного истории

Зигзагообразная вышивка XIII века. Германия

Поскольку точное место и время появления этой вышивки доподлинно не известно, существует несколько версий ее происхождения. Каждая из них может считаться вполне вероятной, но самая распространенная — это легенда о том, как в незапамятные времена во Флоренцию (Италия) прибыла венгерская принцесса Елизавета, ставшая женой одного из наследников могущественного клана Медичи. Она то и познакомила флорентиек с диковиной техникой…

Скажу честно, я пересмотрела массу источников и нигде не нашла сведений о том, что кто-либо из Медичи женился на венгерке. А все потому, что речь идет о святой Елизавете Венгерской (1207-1231), которая вовсе не выходила замуж за Медичи, но за свою жизнь совершила несколько путешествий, и в том числе побывала в Перуджи и Ассизи (Умбрия, Италия).

Ирландский стежок

Именно она могла познакомить итальянок с зигзагообразной вышивкой, которая в это время была очень популярна в Богемии (сейчас Чехия). Попав благодаря Елизавете Венгерской в Италию, эта техника получила ее имя и стала называться Punto unghero («венгерский стежок»). Это название до сих пор употребляется в Италии наравне с «барджелло», появившимся гораздо позже по технической необходимости.

Дело в том, что при проведенной англичанами систематизации вышивальных стежков, «венгерским стежком» была названа другая техника, и чтобы не было путаницы, за вышивкой из Флоренции необходимо было закрепить другое название. Тут-то и пригодилось звучное имя флорентийского музея «Барджелло» (museo Nazionale del Bardgello), в котором были выставлены стулья, обитые вышивкой в стиле Punto unghero («стулья XVII века со спинками и сиденьями вышитыми Punto unghero»). С тех самых пор Punto unghero («венгерский стежок») и Il Ricamo (Lavoro, Punto) Fiorentino («флорентийская вышивка») в англоязычных источниках стали называться барджелло.

Справедливости ради, следует сказать, что подобная техника вышивания развивалась в средние века не только в Чехии и Италии, так как относительно несложная работа позволяла создавать прочные износостойкие предметы домашнего или церковного убранства. По некоторым источникам этим рукоделием, например, владела и другая венгерская принцесса — Ядвига, вышедшая замуж за польского короля Владислава II Ягелло. А в двух домах-музеях Англии («Parham House» и «Chastleton House») хранятся многочисленные предметы, выполненные в стиле Flame Stitch ориентировочно с 1560 по 1585 год.

Во Франции изделия с вышивкой Flame Stitch начали производить в начале XVII века в знаменитых текстильных центрах Эльбеф и Руан, где этот стежок был известен как «бергамо» (Bergamo, Италия). В том же веке зигзагообразная вышивка стала очень популярна в Амстердаме, а ирландцы и вовсе думали, что это их изобретение и назвали технику Irish Stitch («ирландский стежок»). В XVIII веке в моду вошли мужские кошельки в стиле барджело. Чтобы продемонстрировать свои таланты, их вышивали своим женихам девушки из высшего света. Несколько образцов такой вышивки, созданных руками австрийской императрицы Марии-Терезии до сих пор экспонируются в венском музее.

Мотив обивки знаменитых стульев из музея Барджелло

Что касается Италии, то вполне вероятно, что техника Fiamma появилась здесь как подражание рисункам колоритных тканей, привозимых с Востока. Особенную популярность она завоевала в законодателе средневековых мод славном городе Флоренция, где, передаваясь из поколения в поколение, Lavoro Fiorentino постепенно превратилось в одну из главных городских достопримечательностей.

Предметы, вышитые в этом стиле, производились в небольших семейных мастерских. Традиционно это была обивка для мягкой мебели, подушки и покрывала, выполненные геометрическим рисунком «зиг-заг» или ромбами с использованием тонких шерстяных ниток.

Главную роль в создании вышивки барджелло играл выбор цветов, комбинация которых могла создавать различные визуальные эффекты — глубину, объем, градиент (растяжка цветов от темного с светлому и наоборот), контраст, монохром и т.п.

Этой же цели служил тщательный подбор длины стежков (первоначально все стежки были одной длины, но со временем это стало не обязательным) и определение последовательности их чередования в каждом горизонтальном ряду.

Несмотря на то, что вышивке барджелло уже около семи веков, ее основополагающие принципы остались практически неизменными, если не считать новшества от Dorothy Kaestner (1972), которая, поэкспериментировав с зеркалом, придала барджелло эффект калейдоскопа, предложив вышивку в «четырех направления» (книга «Four Way Bargello», 1972). В этой технике холст делится по диагонали на 4 части и мотив выполняется в двух горизонтальных и двух вертикальных направлениях. Позднее эта техника была доработана до 8 направлений (горизонтальные, вертикальные и диагональные стежки, книгa «8-way Bargello» от Kenneth J. Goelzer и дизайны «Ice Cristall», «Kaleydoscope», «Tulip Fantasy» от Susan Kerndt) и 12 направлений (по типу часов «Round the clock» Kenneth J. Goelzer).

Техника барджелло

В классической версии барджелло используется прямой вертикальный стежок, который выполняется сверху-вниз, слева-направо через 4 нити канвы. Однако, современная вышивка не лимитирует длину стежка, которая также как ширина и количество ступеней задается в первом ряду (все последующие ряды идентичны первому).

Узоры барджелло образуются за счет вертикального ступенчатого смещения (если это классический Flame stitch, то рисунок складывается из симметричных или ассиметричных подъемов и спусков, образуя «языки пламени» — чем круче смещение, тем острее «пламя». При небольшом смещении, образуются плавные линии).

Работа с «4 way Bargello»

Мотивы узоров барджелло

Базовые мотивы были описаны в книге 1967 года «Bargello Florentine Canvas Work» от Elsa S. Williams:

«Пламя» («Зиг-Заг»)

«Ромб» («Алмаз»)

«Ленты»

«Медальон»

Другие мотивы

«Плетение»

«Флорентийская вышивка»

«Встречные силуэты»

«Северное сияние»

«Зеркальный»

«Кафедральный»

«Пламя свечи»

«Сердца и алмазы»

«Сердечки»

«Шеврон»

«Кольчуга»

«Пчелиные соты»

«Павлиний глаз»

«Традиционные мотивы»

«Винтаж»

«Гранат»

«Гвоздика»

«Арка»

«Морской гребешок»

Галерея

Эффект градиент

 

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх