Традиции рукоделия в стране Восходящего Солнца очень многообразны, и при этом каждый из видов декоративно-прикладного искусства по-своему интересный.
Примерно в 550 году в Японии возникло самобытное направление кумихимо. Хотя цели были утилитарные: необходимо было что-то для того, чтобы подпоясывать одежду и закреплять доспехи самураев, необычная культура отразилась даже в создании таких обыденных вещей.

Благодаря различным способам переплетения тонких полосок кожи, ниток на мастера изготавливали прочные и красивые тесьму или шнуры. Использование разноцветных материалов давало возможность формировать орнаменты, и практичные вещи превращались в эффектные аксессуары. Позже шнуры кумихимо стали использоваться при проведении буддистских церемоний, а затем – распространились по всему миру.

Особенную популярность японское рукоделие получило в 60-70-х годах XX века, в период расцвета движения хиппи. Цветастые браслеты-фенечки, сплетённые в технике кумихимо, были одним из признаков субкультуры. Встречается мнение, что похожий способ изготовления браслетов из нитей или кожи была позаимствована у индейцев.
Впрочем, вне зависимости от авторства, идея «прижилась» на всех континентах. Сейчас кумихимо применяется для изготовления браслетов и необычных украшений, завязок и ручек для сумок и косметичек, ремней и поясов, шнурков для обуви, ремешков для ношения техники, подхватов для штор, ошейников для домашних питомцев, закладок для книг и других декоративно-практичных целей.

Дословно в переводе с японского кумихимо означает «перекладывать нити», и это полностью отражает суть рукоделия. Для упрощения монотонного процесса постепенно придумали и стали использовать специальные станки: марудай, такадай, аятакэдай, какудай, каракумидай.
Нарезанные нити заправляются в прорези, и перекладываются последовательно парами по определённым принципам в зависимости от выбранных формы и узора будущего плетёного шнурка или тесьмы. Комбинируя цветные нити в разных сочетаниях, можно получать на готовом изделии задуманный орнамент.

Сейчас в продаже можно найти первые два варианта, и примечательно, что каждый из этих инструментов – сам по себе как произведение искусства, хотя никаких слишком сложных элементов, а тем более, механизмов, в них нет.
Станок для кумихимо марудай (в переводе с японского «круглая подставка») чем-то похож на карусель. Над устойчивым основанием на деревянных опорах закреплён круглый диск с прорезями по внешней стороне и с отверстием посредине.

Назначение у марудай наиболее универсальное. На этом станке можно сплести полые, квадратные, плоские шнуры.
Такадай внешне напоминает часть от ткацкого станка, только значительно меньшего размера. Такадай предназначен для создания плоской тесьмы и квадратных шнуров.
При плетении кумихимо на станках удобно пользоваться тами (катушками для нитей) и противовесом, помогающим натягивать часть готовой работы.

В совокупности аутентичные деревянные инструменты получаются довольно дорогими, и попробовать освоить традиции японского плетения можно на гораздо более дешёвых и компактных дисках для кумихимо. Как правило, их делают из твёрдого, но гибкого пенопласта.
По форме они бывают круглые и прямоугольные, и в упрощённом варианте способны заменить марудай и такадай. Такие диски продаются как в интернете, так и в обычных магазинах для рукоделия. Более того, если есть плотный картон, диск кумихимо можно даже сделать самостоятельно.

Конечно, такой самодельный инструмент будет не слишком прочным, но поможет познакомиться с японским плетением.
Вы пробовали плести в стиле кумихимо?
Свежие комментарии