На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сам себе мастер

162 555 подписчиков

Ультратонкий звукосниматель для гитары без намотки

Хочу рассказать, как сделать малошумящий ультратонкий звукосниматель для гитары, без намоток катушек, из шести SMD деталей, и подручных материалов. Такой звукосниматель достаточно прост в изготовлении и не требует никаких фрезеровок в инструменте.

304

Главное достоинство - очень маленький уровень шума от наводок промышленной сети и других источников, и ультратонкое конструктивное исполнение.

Каждый музыкант ценит музыкальный инструмент прежде всего - за индивидуальность, неповторимое звучание, а главное - необходимый для композиции голос, а именно, тембральная окраска. А любой голос приятно слышать чистым, без шумов, и уж тем более, без шума сварочного трансформатора на заднем плане.

В нашем случае мы будем делать звукосниматель для акустической или электрогитары, который максимально компенсирует эти нежелательные помехи, а также будет очень тонким в конструктивном исполнении, в отличии классических «синглов».

Сингл - это одиночный звукосниматель.

Классический сингл обладает присущим ему ярким звуком и характерной быстрой «атакой» при звукоизвлечении, очень часто подходит для исполнения ярких нот, прозрачного звучания и ровной частотой характеристикой. Да, он хорош, но единственная его проблема - это то, что катушка ловит все сетевые наводки, и сильно «фонит».

Но в этой конструкции применен принцип взаимокомпенсации нежелательных электромагнитных полей, путем противофазного включения соседних катушек, чтобы было минимум фона, но с сохранением достоинств сингла.

Изготовление малошумящего звукоснимателя своими руками

Катушек будет шесть. Одна с магнитом на каждую струну своя.

В качестве катушек будут использованы «SMS inductor» - это элемент индуктивности для поверхностного монтажа в радиоаппаратуре. Достать можно их из сгоревших плат инверторов подсветки старых плоских мониторов, но можно заказать из китая как распространенную мелочевку.

«SMD inductor» 9,7 мм. 220 uH - можно найти на алике, но обратите внимание на номинальную индуктивность, чем она будет выше, тем будет громче звучать. И тем плотнее будет звук. Стоят копейки за целый набор.

Для начала нам понадобятся шесть магнитов. В предлагаемом варианте использованы круглые плоские неодимовые магниты от трех бейджиков. Бейджи такого типа можно приобрести в салонах фотопечати, также можно экспериментировать с любыми магнитами разной силы, подходящих размеров, например от лазерной головки cd плеера.

Если магнит такого размера нагреть зажигалкой до температуры 90 градусов - то он полностью теряет магнитные свойства, но далее его можно намагнитить, но об этом позже.

Основанием звукоснимателя послужит кусок фольгированного текстолита, в котором необходимо будет протравить или процарапать печатные проводники.

Прежде чем приступить к изготовлению - нужно обязательно проверить полюсность SMD индукторов.Тут стоит рассказать поподробнее.

Берем индуктивность, и на время подпаиваем к ней два проводка, желательно разных цветов, (это только для проверки).

Далее подключаем проводки к к любому источнику тока 5 Вольт, например к зарядке от телефона или батарейки крона. При этом магнитный поток будет противоположный с разных ее ПЛОСКИХ сторон. То есть или север сверху или север снизу.

В дальнейшем катушки будут подключены последовательно.

Проверить полюса катушек можно, скачав магнитный компас на смартфон и поднести. В одном случае стрелка компаса отклонится влево - в другом направо. Это не важно. Нужно просто пометить катушки. В дальнейшем они будут чередоваться полюсами, то есть первая такая, вторая - наоборот, третья такая - четвертая противоположно. Не важен порядок их будущего расположения, важно будет расположить их чередуясь.

Также, это можно сделать, рассмотрев откуда выходит конец намотки. Конец первой катушки соединяется с концом второй, начало второй - с началом третьей, главное, чтобы каждая следующая была подключена наоборот, то есть, условно, плюс к плюсу, минус - к минусу. Т. е. в шахматном порядке.

Следующий важный момент - это экранирующая подложка. Она же - основание звукоснимателя, на нее в дальнейшем припаиваются индукторы.

Для этого понадобится кусок фольгированного текстолита. Лучше двухстороннего. Прямоугольник выпиливается до размеров, проще всего это сделать с помощью куска ножовочного полотна по металлу.

Печатная плата получится 88x15 мм. Остается обработать углы, скруглив немного наждачкой, и зачистить всю фольгу нулевкой.

Теперь необходимо сформировать контактные площадки для посадки и впайки катушек. У меня был под рукой медный купорос (удобрение) и обычная соль, Ну и лак для ногтей. Нарисовал лаком такой рисунок и дал высохнуть.

Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений
Листайте вправо, чтобы увидеть больше изображений

Достаточно полчаса подержать в подогретом растворе соли и купороса 2/1. Так можно дома протравить дорожки, без поиска особых реактивов.

Облуживаем платку быстрыми движениями.

Можно приступить к самому ответственному - запайке индукторов. Сразу скажу, впайка ровно, SMD катушек потребует аккуратности, поскольку лепестки этих элементов нужно будет точно расположить на равном точном расстоянии между ваших струн.

Лучше всего будет - мелкой капелькой суперклея фиксировать по очереди каждую катушку, если не ровно - поправляем, далее примеряем уже на гитаре, чтобы было по уровню. Можно пропаивать паяльником с тонким жалом и проволочным припоем с флюсом.

Следующим - будет подпайка (экранированного!) тонкого провода к контактам нашего звукоснимателя. Оплетка провода паяется к крайней дорожке, а центральная жила к средней на плате (от начала первой катушки). Обязательно соединяем пайкой с помощью перемычки экранированный провод и медную подложку снизу платы, это очень важно.

Теперь нужно замерить сопротивление. Сопротивление всего звукоснимателя должно быть ровно в шесть раз сопротивления каждой из отдельно замеряных катушек.

Теперь ювелирка.

Для того чтобы исключить микрофонный эффект - это когда звукосниматель реагирует и слышит посторонние звуки, а не электромагнитные - очень важно всю конструкцию многократно пропитать суперклеем, и обязательно, хорошо высушить.

Внешние (верхушки) индукторов следует избегать от попадания клея, т.к. это еще не все!

Индуктивности не получат магнитной индукции, хоть и струны магнитными свойствами обладают, но едва существенными.

Так что, следующий, заключительный момент:

Прикрепляем магниты от бейджиков, шесть штук каждый на катушку, и проверяем желаемое звучание.

Теперь дело за расположением относительно порожка. Это кому как понравится по звуку, ближе к грифу - самое густое плотное звучание, а ближе к порогу - звонкие и прозрачные ноты.

Удачи в в электронике и экспериментов в творчестве!

Ссылка на первоисточник
наверх