На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Сам себе мастер

161 424 подписчика

Мастер-класс по изготовлению изделия из плетешка - хайратнички

Автор: Мендикеева Марина Аммоновна.

Материалы и оборудование:
- подушка-валик;
- коклюшки (4 шт.);
- сколок;
- английские булавки;
- подставка;
- нитки;
- бусинки, паетки;
- кусочек проволоки - нитковдеватель.

Плетение на коклюшках - хайратничи из плетешка

Введение в тему.
Кружево - это особой ажурный орнамент, созданный путем различного переплетения нитей и существующий самостоятельно, без какой-либо тканой основы. Кружева можно классифицировать по типу изготовления. Существует масса техник и методов вязания и плетения кружев. Вот основные: 
• Ручное вышитое кружево /вышивание/
• Игольное кружево /шитье/
• Ленточное кружево /шитье/
• Басонные изделия /плетение/
• Коклюшечное кружево /плетение/
• Макраме /узловязание/
• Фриволите /узловязание/
• Кружево вязаное крючком /петлеобразование/
• Кружево вязаное спицами /петлеобразование/ 


Кружевоплетение на коклюшках- искусство плетения ажурного узора из нитей с помощью небольших деревянных палочек-коклюшек стало развиваться лишь после появления металлических булавок в ХVI веке. Доказательством этого служат многочисленные памятники плетеного кружева, его изображения на портретах и картинах художников. С этого времени (1557г.) – сохранились сколки на пергаменте.
Кружево-искусство европейское. Появилось оно на рубеже ХV-ХVI веков в Италии. Затем центр кружевоплетения переместился во Фландрию, в частности в г. Брюссель, где стали изготавливать очень тонкие, воздушные браманские кружева из льняных нитей особого качества. Требуемый для них лен рос только на полях Браманта.
В ХVII веке во Франции увлеклись кружевоплетением на коклюшках, с развитием техники плетения возникли разнообразные типы кружев в зависимости от места их создания: "брюссельские", "малин",
«валансьен». 
По предположению заслуженного художника РФ Д.А. Смирновой искусство плетения цветного численного мерного кружева возникло в Древней Руси, на Рязанщине, приблизительно в ХII веке. Своеобразными «булавками» при плетении этих кружев были шипы растений, рыбьи косточки, деревянные палочки и т. д. И к ХV веку на Рязанщине было развито кружевоплетение на коклюшках.
Из других же источников в Россию плетение кружев пришло из Западной Европы в ХVII веке. В царских мастерских изготовляли кружева в виде прошивок из золотых и серебряных нитей (расплющенную тонкую проволоку), окрашенную в малиновый, зеленый, синий цвета. Украшали кружево блестками, звездочками. Было известно кружево, саженное и ниженное жемчугом, кружево с пухом. Плели кружево из шелка и простой льняной нити. Дорогое кружево красиво сочеталось с парчовыми тканями. Такое кружево было признаком богатства и роскоши. Его употребляли для украшения парадной царской, боярской и церковной одежды, предметов светского церковного обихода. Многочисленные великолепные образцы этих кружев до сих пор хранятся в музеях.
Воспринятое из Западной Европы в ХVII веке, русское кружевоплетение не только сохраняло и развивало лучшие традиции мастериц европейских стран, но и стало подлинным национальным художественным явлением, самостоятельность которого выражается в богатстве колорита, разнообразии технических приемов и, главным образом, изобразительном характере орнамента, свойственном всему русскому народному искусству.
В каждой местности, славящейся искусством плетения кружев, наряду с общераспространенными приемами получения ажурного узора вырабатывались свои особенности орнамента, колорита, технических приемов создания узора. С делением кружева по технике исполнения на парное, численное, сцепное его различают и по месту производства - Вологодское, Елецкое, Вятское или Кировское, Рязанское или Михайловское и многие другие.
Сегодня в моду вновь вернулась стилизация под золото – из ниток «люрекс», «метанит», рождаются великолепные кружева. Но даже из самых простых ниток – хлопчатобумажных, мулине, штопки можно создать чудесные изделия. В этом-то и состоит особая прелесть кружевоплетения – дешевый, доступный материал, инструменты и в результате богатые роскошные вещи.
Но не забывайте что, это долгий, очень кропотливый труд, поэтому кружевные изделия очень дорого ценятся.
Практическая часть.
1. Намотать нить на коклюшку. Главное правило: коклюшка в правой руке, нить в левой и идет снизу коклюшки.

2. Необходимо намотать нить на одну коклюшку, затем половину смотать на другую. Когда будет готово, закрепляем нить петлей.

3. Подушку-валик устанавливаем на подставку и закрепляем сколок булавками. Обе пары коклющек навешиваем на первую иглу. Длина нити от иглы до коклюшек одинаковая, примерно 7 - 10 см. 

4. Сплести – меняются местами внутренние коклюшки. Внутреннюю коклюшку правой рукой подложить под внутреннюю коклюшку левой руки.

5. Перевить – меняются местами коклюшки в каждой руке. Коклюшку с правой стороны (в правой и в левой руке) переложить на левую сторону, помогаем большим пальцем.

6. Далее еще раз делаем сплести и получился полный заплет. Ставим иглу между парами ниток (закрекляем заплет). 

После 10 иголок, начиная со второй, можно вытаскивать и использовать их для дальнейшего плетения.
Плетешок плетем до места нахождения бусинки (учтите, что начало плетешка это конец верёвочки).

7. Самодельным нитковдевателем зацепляем нить, нанизываем бусинку и вытягиваем петельку через бусинку.

8. В получившуюся петлю вставляем вторую коклюшку, убираем нитковдеватель и вытягиваем петлю обратно. Бусинка закреплена.

 

9. Продолжаем плетение до конца длины веревочки.

10. Завязываем узелок, закрепляем вторым и обрезаем нити.

 

 

11. Изделие готово. Для прически "Африканские косички" необходимо сплести 35 – 40 веревочек. 

Картина дня

наверх